Владыка Борис (Гудзяк) считает, что Украина сегодня должна и может дать Европе больше, чем взять
Мой опыт в Украине на фоне воспитания в нескольких различных культурных контекстах Северной Америки и Западной и Центральной Европы подчеркнул, сколько страха, недоверия и скепсиса в нашей сегодняшней этнопсихологии или, по крайней мере, в обществе. И на это есть причины: в ХХ веке на нашей земле порядка 17 миллионов человек были так или иначе убиты. Сегодня мы действительно видим подвиг, попытку выйти из того страха и возобновить чувство достоинства.
Сейчас происходит глубокое осмысление, возвращение к традиционным антропологическим вопросам − то есть христианской или другой религиозной духовности.
Это движение, эта революция, эта трансформация окончательно обретет полную зрелость, когда мы поймем, что мы боремся не только для себя, что эта борьба должна принести плод, давать определенное вдохновение, которое выйдет далеко за пределы географии нашей страны или нашего этноса.
Что мы можем дать Европе?
Очень важно, чтобы наше стремление в Европу не было потребительским, мол, вот Европа нам что-то даст. Да, это важно, нужно, необходимо: закон, меньше коррупции, лучшая медицина, дороги и т. д. Но это движение станет окончательно зрелым, мощным, полноценным, когда мы поймем, что тоже должны Европе, и не только ей, что-то дать. Что это − определить непросто, но это чувствуется на Майдане, в этих событиях, в этой мобилизации, в этой солидарности и сотрудничестве.
Мы входим в очень длительные процессы. Нужно терпение, нужно настроиться на долгий путь. Это для нас немного трудно. Мы эмоциональные, мы можем вспыхнуть.
Период примирения
Один из самых сложных вызовов для человека − это прощать, примиряться. Нам уже надо начинать готовиться к этому. Жест примирения − это продолжение того, что происходит на Майдане. Есть выход из своего маленького «я», со своей скорлупы. Или можно сказать: из своего идиотизма. Греческое слово «идиос» (ἰδιώτη) означает «свой». Оно склоняется так: «идиос», «идиотэс»… И от него происходит наше слово «идиот». Поэтому суть, онтологическая характеристика идиота в этимологическом смысле − это тот, кто закрывается в себе. Майдан является антитезой к этому.
Майдан – это протягивание руки тому, с кем ты становишься солидарен для общего дела. Когда эта рука окрепнет, она будет призвана протягиваться тому, кто еще не нашел себя в общем деле с тобой.
Мы хотим instant coffee: порошок, кипяток − и удовольствие. Мы хотим, чтобы наши политические процессы тоже были такими. Мы хотим, чтобы наше духовное развитие было таким. Но в жизни все намного сложнее.
Период постмодерна
Мы живем в период, который многие культурологи называют «постмодерном». Но что есть постмодерн? Это «что-то не до конца». Это «пост-что-то». А что это на самом деле – окончательного определения пока нет. Я думаю, мы живем на рубеже эпох. Мне хотелось бы верить, что мы в Украине призваны использовать это время перемен и помогать определять, что будет после модерна.
Современность, как и каждая эпоха, несет свои великие идеи. Одна из главных идей модерности − способность, достоинство, качество личности как индивида. Если посмотреть на Софию Киевскую и спросить, кто архитектор, то даже ученые из этого заповедника не смогут его назвать. Как же так? А сегодня попробуй показать картину какого-то художника без подписи или построить дом, конструктор которого неизвестен. Выходит, что раньше индивид не имел такого значения.
История − намного больше, чем мы ее записали. И она еще будет намного продолжительнее. И мы не должны зажимать возможности в тех парадигмах, которые мы уже видели. Еще очень много возможностей раскрыто перед человечеством. Я думаю, что Майдан обращает внимание на это.
У нас теперь есть возможность переосмысливать времена и эпохи.
Джерело: Forbes